В 2006 году совладелец компании "Евросеть" Евгений Чичваркин отправил всем сотрудникам московского офиса информационные письма, содержавшие список их коллег, которых уличили в посещении развлекательных и порнографических сайтов. Эти списки скоро разошлись по интернету - с адресами сайтов, а также именами, должностями и фотографиями сотрудников компании.
"Мне и моим друзьям показалось, что подобные публикации недопустимы в широком доступе, - рассказал Office Life Алексей (имя изменено). - И тогда у нас возникла идея создать сайт, где сотрудники, которые стали жертвами подобного отношения, могли бы поделиться информацией о недобросовестных работодателях". Так Алексей и его товарищи (как и он, не имеющие никакого отношения к "Евросети") создали сайт Badboss.ru - постоянно пополняющийся черный список работодателей.
На главной странице сайта висит совет проверить репутацию компании, прежде чем устраиваться на работу. "Невыплаты зарплаты, неправильное оформление сотрудника в штат - эта и другая информация о недобросовестном отношении к работникам может быть интересна соискателям, но никогда не публикуется работодателями", - констатирует создатель портала BadBoss. Посетители сайта делятся своим негативным опытом общения с компаниями анонимно. Создатели портала тоже не раскрывают своих имен и не несут ответственности за размещенные материалы.
Конфликты
Создателям сайта BadBoss, по их словам, почти каждый день звонят представители компаний и в ультимативной форме требуют удалить информацию с сайта. "Мы как владельцы ресурса не можем взять на себя такой ответственности, как и не можем проверить всю информацию, - рассказывает Алексей. - Поэтому мы рекомендуем представителям компаний оставить свой комментарий на сайте. Как правило, если представителю компании есть что сказать, он так и поступает". Впрочем, в некоторых случаях администрация сайта удаляет сообщения - например, если они содержат публикацию личных данных или оскорбления в чей-либо адрес.
Инсайдерской информации об условиях работы становится в сети все больше. Если соискатель наберет название компании в любом поисковике, то ему, возможно, попадутся ссылки на Черные списки работодателей Москвы, Санкт-Петербурга или на отчеты Тайного соискателя RB.ru; можно также поискать информацию такого рода по различным отраслям. Работодатели, в свою очередь, тоже не слишком церемонятся и оставляют на форумах весьма эмоциональные сообщения. Увлечение "черными списками" коснулось даже Гильдии Маркетологов, которая опубликовала на своем официальном сайте сведения о ненадежных, с их точки зрения, партнерах, припомнив даже такие инциденты, как "уклонение Тарасова А.В. от контактов с сотрудниками ROMIR Monitoring (июль - август 2006)" . Еще один сайт предлагает работодателям и кадровым агентствам воспользоваться базой недобросовестных работников и вывешивает грозное предупреждение: "Пользоваться этими возможностями следует мудро и аккуратно т.к. в руках клиентов этого сайта оказывается воистину грозное оружие, которому по силам разрушить репутацию, сломать карьеру, закрыть большинство дверей" (орфография и пунктуация сохранены. - Office Life).
Неконфликтный инсайд
Руководитель по маркетингу HeadHunter Live Екатерина Артюгина признает, что кандидату часто бывает недостаточно стандартной презентации о компании на hh.ru, и даже информации, которую можно найти на корпоративном сайте. Поэтому HeadHunter когда-то и запустил проект "интервью с инсайдером". Впрочем, несмотря на интригующее название, суть проекта заключается в том, что официальный представитель компании отвечает на вопросы журналиста. "Журналист задает самые разные, порой провокационные вопросы. В такой ситуации компания "вынуждена" не только озвучивать официальную позицию, но и раскрывать многие секреты - истории успеха конкретных людей, методы борьбы с текучкой, с завышенными зарплатными ожиданиями, - рассказывает Екатерина. - Например, на вопрос: "Представим, что на одну и ту же вакансию претендуют два кандидата с отличными резюме и хорошими результатами интервью. Как вы поступите в таком случае?", - представитель компании Google ответила: - "Возьмем и одного, и второго. Будет такой же третий - и его примем!" Правда, потом уточнила, что это касается, прежде всего, инженерных должностей".
Вопрос о том, можно ли сделать инсайдерскую информацию честной и интересной, каждый решает по-разному. По словам Екатерины, эмоциональные негативные выпады анонимов на hh.ru не приветствуются. Создатель портала BadBoss.ru рассказал Office Life, что администрация сайта иногда сталкивается с проблемами этического свойства - например, когда сообщение, оставленное пользователем сайта, формально не противоречит правилам, однако не соответствует действительности. Поэтому администрация оставила за собой право "модифицировать содержание проекта по своему усмотрению".